Translate

úterý 18. února 2014

Člověk a právo /Природа человека и гражданское общество/


Культура и право: человеческое измерение гражданского общества

Новое осмысление естественного права
В сопременных условиях не только гуманитарные, но и многие специальные, в том числе и юридические науки, переживают далеко не лучшие времена. Это связано не только с разрушением традиционно господствующей идеологии, что привело к утере мировоззренческих ориентиров в социально-гуманитарном познании, но и возникновением новой социально-экономической и духовной ситуации в России. Все это требует поиска и утверждения новых средств и способов ее осмысления, выявления посредствующих звеньев между ними и складывающейся ситуацией и российской действительности.
Применительно к основным проблемам российского права, переориентирующегося к общечеловеческим ценностям, которые составляют суть естественного права, таким звеном ныне становится понятие человеческой природы. Вовсе не случайно поэтому вопросы современного права исследуются в прямой соотнесенности с такими понятиями, как свобода, счастье, справедливость, мораль, которые в своей взаимосвязанной совокупности при их историческом и теоретическом рассмотрении содержательно раскрывают суть «прав человека», а стало быть, и его человеческую природу. Эту направленность современного правоведения на «человеческое измерение» В. Л. Туманов резюмирует следующим образом: «Особое значение института прав и свобод в его естественно-правовой трактовке признано сегодня всеми основными направлениями II школами правовой мысли, в том числе и враждебными ранее доктрине естественного».
Выделение понятия «природа человека» в качестве последующего звена между историей правового мышления и гражданской историей позволяет, как представляется, более предметно проследить эволюцию естественного права в контексте общего конфликта между личностью и государством, являющегося, если можно так выразиться, общекультурным достоянием современного мира.
Концепция естественного права исторически изменялась по своему содержанию. Если в античности и средневековье считалось, что основы права уже заложены природой в самом человеке, а в новое время «естественное» стало отождествляться с «разумным», «рациональным», то в настоящее время понятие естественного права все чаще начинают рассматривать в его социокультурной обусловленности.
При этом следует учитывать, что право, как и любая другая форма социального бытия и научного знания, может рассматриваться в трех ипостасях: право как социальный институт, право как форма деятельности и право как система знания. Если по отношению к двум первым видам функционирования права их социокультурная обусловленность видна более или менее четко, то по отношению к праву как системе знания эта детерминированность оказывается наиболее проблематичной, но в то же время и наиболее существенной. Когда, к примеру, утверждается, что «право - это всеобщий масштаб и равная мера (норма) свободы», то очевидно, что данное определение выполняет скорее роль принципа, или целевой установки исследования, но еще не раскрывает механизм взаимосвязи права и таких понятий, как свобода, счастье, справедливость, мораль, «носителями» которых выступают не только определенные общественные отношения, но и сам человек.
http://www.xserver.ru/user/kulip/

0 коммент.:

на Главную страницу

grn_push (36x36, 2Kb)