Культура и право: человеческое измерение гражданского общества
Новое осмысление естественного
права

Применительно к основным
проблемам российского права,
переориентирующегося к общечеловеческим
ценностям, которые составляют суть
естественного права, таким звеном ныне
становится понятие человеческой природы.
Вовсе не случайно поэтому вопросы
современного права исследуются в прямой
соотнесенности с такими понятиями, как
свобода, счастье, справедливость, мораль,
которые в своей взаимосвязанной
совокупности при их историческом и
теоретическом рассмотрении содержательно
раскрывают суть «прав человека», а стало
быть, и его человеческую природу. Эту
направленность современного правоведения
на «человеческое измерение» В. Л. Туманов
резюмирует следующим образом: «Особое
значение института прав и свобод в его
естественно-правовой трактовке признано
сегодня всеми основными направлениями II
школами правовой мысли, в том числе и
враждебными ранее доктрине естественного».
Выделение понятия «природа
человека» в качестве последующего звена
между историей правового мышления и
гражданской историей позволяет, как
представляется, более предметно проследить
эволюцию естественного права в контексте
общего конфликта между личностью и
государством, являющегося, если можно так
выразиться, общекультурным достоянием
современного мира.
Концепция естественного права
исторически изменялась по своему
содержанию. Если в античности и
средневековье считалось, что основы права
уже заложены природой в самом человеке, а в
новое время «естественное» стало
отождествляться с «разумным», «рациональным»,
то в настоящее время понятие естественного
права все чаще начинают рассматривать в его
социокультурной обусловленности.
При этом следует учитывать, что
право, как и любая другая форма социального
бытия и научного знания, может
рассматриваться в трех ипостасях: право как
социальный институт, право как форма
деятельности и право как система знания.
Если по отношению к двум первым видам
функционирования права их социокультурная
обусловленность видна более или менее
четко, то по отношению к праву как системе
знания эта детерминированность
оказывается наиболее проблематичной, но в
то же время и наиболее существенной. Когда,
к примеру, утверждается, что «право - это
всеобщий масштаб и равная мера (норма)
свободы», то очевидно, что данное
определение выполняет скорее роль принципа,
или целевой установки исследования, но еще
не раскрывает механизм взаимосвязи права и
таких понятий, как свобода, счастье,
справедливость, мораль, «носителями»
которых выступают не только определенные
общественные отношения, но и сам человек.
http://www.xserver.ru/user/kulip/
0 коммент.:
Okomentovat